Клуб ИНТАУ - научно-техническое творчество Системная интеграция ИНТАУ Научно-техническое творчество
Инженерные системы
Инженерная психология
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 

Методы принятия решений 1-1. Модель мышления1-2. Эмпирическое мышление1-3. Аксиоматическое мышление1-4. Диалектическое мышление1-5. Вдохновение и творческое мышление1-6. Факторы принятия решений2-1. Классификация решений3-1. Информационные решения3-1-2. Показатели качества источника информации3-1-3. Достоверность каналов связи3-1-4. Логическая структура информационного решения3-2. Метод сопоставления3-3. Метод фильтрации3-4. Метод распознавания ситуации3-5. Примеры информационных решений4-1. Организационные решения. Структура4-1-1. Оперативность и централизация4-1-2. Периферийность и живучесть4-1-3. Объем и энтропия4-2. Распределение функций4-2-1. Свойства характера применительно к организации4-3-1. Методы подготовки. Метод моделирования4-3-2. Метод эволюции4-3-3. Метод синтеза. Описание4-3-4. Метод синтеза. Построение5-1. Оперативные решения5-2-1. Эвристические программы5-2-2. Военная игра5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»5-3. Эволюционное моделирование5-4-1. Типы оперативных задач5-4-2.Методические системы решения5-4-3.Последовательность действий5-5-1. Игры5-5-2. Анализ задачи и план решения5-5-3. Сложность определения цели. Волевой фактор Человеческий фактор Инженерные системы Планета техники


Военная игра. Соревнование «человек — машина», «машина — человек»

В соревновании «человек — машина» наблюдается несомненное преимущество человека, который выигрывает со счетом 70: 30 при соотношении средств, обеспечивающем равные выигрыши в соревновании «человек — человек». На рис. 21,а показана зависимость ущерба от номера опыта. В отличие от кривой рис. 20, а большие скачки возникают чаще за счот изменения стратегий нападения, которые выбирает оператор, играя с машиной.

Стратегии обороны машина изменяет медленнее; при быстрых изменениях стратегий партнером машина чаще, чем человек, выбирает их невпопад. Сглаженная кривая также носит периодический характер, причем более регулярный, чем в предыдущем случае. Вряд ли можно утверждать, что машина хуже человека приспосабливается к партнеру; внешние проявления риска у машины меньше. Рис. 21, б иллюстрирует ту же тенденцию, что и в предыдущем соревновании, хотя и менее ярко выраженную. На рис. 21, в показана зависимость дисперсии ущерба от стратегии. Как и в предыдущем случае, стратегии концентрации сил нападения сопутствует увеличение выигрыша, но меньшее, чем ранее, поскольку машина «охотнее» применяет рассредоточение сил.

 Результаты военной игры
Рис. 21. Результаты военной игры.
Вариант «человек — машина»

Зависимость периода изменения ущерба от его колебаний, показанная на рис. 21,г, в какой-то мере вскрывает своеобразие поведения машины. Машина мало меняет свою стратегию, если ущерб не превышает 0,6, и очень резко ее меняет при увеличении ущерба; кривая имеет максимум. Подавляющее большинство операторов (более 90% ) быстро устанавливают, что они играют с программой. Нужно отметить, что машина ведет себя довольно инициативно.

Совершенно по-другому протекает соревнование «машина-человек». Машина быстро приходит к выводу, что лучшее для нее поведение — отсутствие упорядоченности.

 Результаты военной игры
Рис. 22. Результаты военной игры.
Вариант «машина — человек»

На рис. 22,а показана зависимость ущерба от номера опыта. Кривая своеобразна, она имеет множество больших скачков, число которых непрерывно растет. В сглаженной кривой резко изменяется период. Зависимость ущерба от стратегии, показанная на рис. 22,б, иллюстрирует полезность концентрации средств для обеих сторон, т. е. применения ловушек. Зависимость дисперсии ущерба от стратегий (рис. 22, в) мало чем отличается от предыдущего случая и не содержит интересной информации.

Кривая на рис. 22,г, иллюстрирующая зависимость периода изменения ущерба от его колебаний относительно среднего значения, противоположна по тенденции общим предыдущим случаям: резкое изменение ущерба следует за короткой «психологической» подготовкой. Было бы опрометчивым считать этот. факт выражением «неорганизованности» в действиях машины,' ведь в предыдущем случае машина вела себя совершенно по-другому, когда это ей было выгодно. Это машинная психология, может быть, элементарная с человеческой точки зрения, но вполне самостоятельная и устойчивая. Самое интересное заключается в том, что оператор практически не в состоянии выиграть у машины: счет колеблется на одном уровне с незначительным преимуществом той или другой стороны. Только 70% операторов способны безошибочно определить, что они играют с автоматической программой.


В.В.Дружинин, Д.С.Конторов


Следующая страница: 5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»



  • Главная   • Методы принятия решений   • 5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»  


  Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024  
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 
  Системная интеграция ИНТАУ © Клуб ИНТАУ, 2011-2024.
Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование.
Модернизация технических комплексов и систем.
О проекте Контакты 
Карта сайта