Клуб ИНТАУ - научно-техническое творчество Системная интеграция ИНТАУ Научно-техническое творчество
Инженерные системы
Инженерная психология
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 

Методы принятия решений 1-1. Модель мышления1-2. Эмпирическое мышление1-3. Аксиоматическое мышление1-4. Диалектическое мышление1-5. Вдохновение и творческое мышление1-6. Факторы принятия решений2-1. Классификация решений3-1. Информационные решения3-1-2. Показатели качества источника информации3-1-3. Достоверность каналов связи3-1-4. Логическая структура информационного решения3-2. Метод сопоставления3-3. Метод фильтрации3-4. Метод распознавания ситуации3-5. Примеры информационных решений4-1. Организационные решения. Структура4-1-1. Оперативность и централизация4-1-2. Периферийность и живучесть4-1-3. Объем и энтропия4-2. Распределение функций4-2-1. Свойства характера применительно к организации4-3-1. Методы подготовки. Метод моделирования4-3-2. Метод эволюции4-3-3. Метод синтеза. Описание4-3-4. Метод синтеза. Построение5-1. Оперативные решения5-2-1. Эвристические программы5-2-2. Военная игра5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»5-3. Эволюционное моделирование5-4-1. Типы оперативных задач5-4-2.Методические системы решения5-4-3.Последовательность действий5-5-1. Игры5-5-2. Анализ задачи и план решения5-5-3. Сложность определения цели. Волевой фактор Человеческий фактор Инженерные системы Планета техники


Военная игра. Соревнование «машина — машина»

Рассмотрим вариант соревнования «машина — машина». После короткого этапа установления режима игры (скачков здесь меньше) события протекают спокойнее (рис. 23,а), хотя инициативу проявляет каждая из сторон. Нет и характерного преимущества стратегии концентрации сил (рис. 23,б), хотя такие стратегии и применяются партнерами. Соответственно слабо зависят колебания ущерба от стратегий (рис. 23, в). Можно было бы ожидать независимости периода накопления опыта от колебаний ущерба, но этого как раз нет: на рис. 23, г показано, что в этой части машина полностью дублирует человеческие тенденции. В среднем нападающая сторона имеет преимущество и выигрывает со счетом 55:45. Объяснить это явление трудно, так как при выравненных (по количеству средств) условиях соревнований для операторов замена их машинами должна была бы на первый взгляд дать обороняющейся стороне преимущество. Более высокого выигрыша машины достигают поочередно и стремятся его удержать частым, но не очень интенсивным изменением стратегий.

Основной недостаток рассмотренных программ состоит в том, что они способны вырабатывать решение только на основании предшествующего опыта, не имея никакой, хотя бы частичной информации о ходе текущей игры (например, о степени концентрации сил противника без указания направления). Короче говоря, стороны действовали без разведки, и это наложило специфический отпечаток на их поведение. К сожалению, постановка эксперимента с более сложной программой связана с огромными трудностями.

Главная трудность состоит в неполноте описания поведения, которое кладется в основу эвристической программы, в недостатке оперативной памяти, а также в слабом объективном контроле за психофизиологическим состоянием игроков-людей.

Но есть и другая сторона вопроса. Все известные эвристические программы оставляют за занавесом эмоциональную сторону человеческого поведения, которая, безусловно, играет большую роль в процессе подготовки решения. Только частично этот недостаток можно компенсировать численными оценками, к которым машина более способна. К вопросу об эмоциональном факторе мы еще вернемся.

 Результаты военной игры
Рис. 23. Результаты военной игры.
Вариант «машина — машина»

Эвристическое программирование ограничено пределами способностей той группы операторов, которая послужила основой для составления первоначального обучения программы. Пределы самообучения связаны с исходными ограничениями, которые на каком-то этапе превращаются в непреодолимый барьер. Ограниченность и несовершенство эвристических программ вызвали пессимизм у некоторых исследователей. Мы не разделяем его.

В сущности, метод опроса и протоколирования не может дать очень много, поскольку чем лучше человек решает задачу, чем больше он в нее углубляется и тем больше факторов его собственной деятельности ускользает. от внимания. Здесь еще необходимы объективные, во всяком случае внешние методы выявления ограничений и стимулов, которые возникают в процессе формирования поведения. Ведь и человек руководствуется эвристиками, выработанными им самим, компетентными лицами и группами. Принятые способы и формы вооруженной борьбы — тоже эвристики.

В частности, если в прошлой войне [Имеется в виду Великая Отечественная война – прим.ред.сайта] такими эвристиками крупного масштаба считались окружение крупных группировок, рассечение стратегического фронта врага, дробление стратегического фронта врага с последующим уничтожением, то сейчас в военной литературе обсуждаются массированные ракетно-ядерные удары, скоротечные маневренные действия, оборота на контрударах, удержание основных районов, применение главных военных усилий в первые же часы и минуты войны.

Выявление ограничений при формировании поведения й взаимодействия программ различных уровней должно привести к существенному улучшению эвристических программ.


В.В.Дружинин, Д.С.Конторов


Следующая страница: 5-3. Эволюционное моделирование



  • Главная   • Методы принятия решений   • 5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»  


  Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024  
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 
  Системная интеграция ИНТАУ © Клуб ИНТАУ, 2011-2024.
Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование.
Модернизация технических комплексов и систем.
О проекте Контакты 
Карта сайта