Клуб ИНТАУ - научно-техническое творчество Системная интеграция ИНТАУ Научно-техническое творчество
Инженерные системы
Инженерная психология
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 

Методы принятия решений 1-1. Модель мышления1-2. Эмпирическое мышление1-3. Аксиоматическое мышление1-4. Диалектическое мышление1-5. Вдохновение и творческое мышление1-6. Факторы принятия решений2-1. Классификация решений3-1. Информационные решения3-1-2. Показатели качества источника информации3-1-3. Достоверность каналов связи3-1-4. Логическая структура информационного решения3-2. Метод сопоставления3-3. Метод фильтрации3-4. Метод распознавания ситуации3-5. Примеры информационных решений4-1. Организационные решения. Структура4-1-1. Оперативность и централизация4-1-2. Периферийность и живучесть4-1-3. Объем и энтропия4-2. Распределение функций4-2-1. Свойства характера применительно к организации4-3-1. Методы подготовки. Метод моделирования4-3-2. Метод эволюции4-3-3. Метод синтеза. Описание4-3-4. Метод синтеза. Построение5-1. Оперативные решения5-2-1. Эвристические программы5-2-2. Военная игра5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»5-3. Эволюционное моделирование5-4-1. Типы оперативных задач5-4-2.Методические системы решения5-4-3.Последовательность действий5-5-1. Игры5-5-2. Анализ задачи и план решения5-5-3. Сложность определения цели. Волевой фактор Человеческий фактор Инженерные системы Планета техники


Военная игра. Соревнование «человек — человек»

Соревнование «человек — человек» объявляется исходным для накопления эвристических данных и для анализа результатов. Соотношение сил нападающей и обороняющейся сторон должно быть выбрано так, чтобы соревнование в среднем заканчивалось вничью. Несмотря на эту нивелирующую меру, процесс борьбы протекает бурно и насыщен драматическими моментами. На рис. 20, а показана зависимость ущерба, нанесенного объекту (следовательно, выигрыша нападающей стороны и проигрыша обороняющейся), от номера опыта.

 Результаты военной игры
Рис. 20. Результаты военной игры.
Вариант «человек — человек»

Большие скачки соответствуют изменениям стратегий. В начале соревнования большие скачки имеют место почти в каждом опыте, затем они наблюдаются реже, зато величина скачка увеличивается. а в дальнейшем уровень скачков снова снижается. Сглаженная кривая (штриховая) носит почти периодический характер с увеличивающимся периодом, сначала возрастающей, а затем убывающей амплитудой. Психологические мотивы, заключенные в этой кривой, не совсем ясны. Можно предполагать, что партнеры сперва привыкают друг к другу, в результате чего предсказание взаимных действий уточняется, затем это обнаруживается, и они меняют поведение. Полного взаимного понимания не наступает.

Стратегии, применяемые различными партнерами, повторяются, и опыты можно группировать. Особенно характерными являются стратегии сильной концентрации средств (такая стратегия есть не что иное, как ловушка, применение которой связано с большим риском) и равномерного распределения средств (наиболее осторожная стратегия) . Нападающая сторона первую стратегию применяет в соотношении 70: 30, а обороняющаяся — в соотношении 40: 60. Зависимость ущерба от стратегии (рис. 20,б) показывает, что ловушки оказываются предпочтительнее осторожного поведения для нападающей стороны.

Для обороняющейся стороны также нецелесообразна чрезмерно осторожная стратегия: она легко преодолевается ловушками противника. Однако применять оптимальную в среднем концентрацию сил неразумно, так как она неустойчива и зависит от субъективных качеств партнеров, участвовавших в серии опытов, по которым проводилось усреднение. Применению ловушек сопутствуют большие выигрыши и большие проигрыши каждой из сторон.

Это иллюстрирует рис. 20 в, где приведена зависимость разброса (дисперсия) ущерба от стратегии. Большинство операторов склонны рисковать. Интересной также является зависимость времени (рис. 20, г), которое оператор тратит на анализ стратегии противника, от колебаний величины ущерба. Эта зависимость показывает, что длительной психологической подготовке, как правило, сопутствует ощутимый результат; в этом нет ничего необычного, если не считать довольно устойчивого максимума отклонения ущерба от среднего значения при некотором оптимальном периоде; последнее трудно объяснить.


В.В.Дружинин, Д.С.Конторов


Следующая страница: 5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»



  • Главная   • Методы принятия решений   • 5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»  


  Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024  
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 
  Системная интеграция ИНТАУ © Клуб ИНТАУ, 2011-2024.
Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование.
Модернизация технических комплексов и систем.
О проекте Контакты 
Карта сайта