Научно-техническое творчество Инженерные системы Инженерная психология |
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
Методы принятия решений 1-1. Модель мышления1-2. Эмпирическое мышление1-3. Аксиоматическое мышление1-4. Диалектическое мышление1-5. Вдохновение и творческое мышление1-6. Факторы принятия решений2-1. Классификация решений3-1. Информационные решения3-1-2. Показатели качества источника информации3-1-3. Достоверность каналов связи3-1-4. Логическая структура информационного решения3-2. Метод сопоставления3-3. Метод фильтрации3-4. Метод распознавания ситуации3-5. Примеры информационных решений4-1. Организационные решения. Структура4-1-1. Оперативность и централизация4-1-2. Периферийность и живучесть4-1-3. Объем и энтропия4-2. Распределение функций4-2-1. Свойства характера применительно к организации4-3-1. Методы подготовки. Метод моделирования4-3-2. Метод эволюции4-3-3. Метод синтеза. Описание4-3-4. Метод синтеза. Построение5-1. Оперативные решения5-2-1. Эвристические программы5-2-2. Военная игра5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»5-3. Эволюционное моделирование5-4-1. Типы оперативных задач5-4-2.Методические системы решения5-4-3.Последовательность действий5-5-1. Игры5-5-2. Анализ задачи и план решения5-5-3. Сложность определения цели. Волевой фактор Человеческий фактор Инженерные системы Планета техники |
5. ИГРЫВ качестве решающей системы может использоваться человек (группа), ЭВМ, то и другое одновременно. ЭВМ может помочь, организуя и оценивая усилия человека. Поэтому развитие описанных выше формальных методов представляется полезным и для обучения. Вопрос состоит в том, как овладеть формальными методами настолько, чтобы использовать их в практической деятельности. Метод — не рецепт. Для овладения методом необходимо его ясное понимание, которое достигается практикой. Процесс изучения оперативного искусства и стратегии должен включать методический анализ тех примеров, на которых строится обучение. Одна и та же боевая операция должна анализироваться с позиций различных методов. Дисциплинируя, в какой-то мере формализуя процесс своего мышления, командир (оператор) должен стремиться каждую задачу рассматривать в рамках одного из методов и, только достигнув решения (или убедившись, что оно не получается), переходить к другому методу. Рассмотрим следующую задачу. Предположим, что две враждующие группировки готовятся к боевым действиям; они доставляют вооружение и повышают боеготовность. Средний прирост вооружения в единицу времени одинаков. Этот процесс показан на рис. 30,а. Как видно из графиков, скорость прироста зависит от боеготовности: можно повысить боеготовность ценой снижения скорости доставки вооружения. Каждая из сторон получает полную информацию о противника, однако с запаздыванием, что влечет за собой ошибки в текущей оценке. Стороны могут начать действовать в любое время для уничтожения у противника средств доставки вооружения и самого вооружения. Часть своего вооружения нападающая сторона при этом расходует, зато у противника снижаются прирост и количество вооружения. Зависимость изменения скорости прироста от фактических затрат средств нападающей стороной (при различной боеготовности) показана на рис. 30,б. Сокращение времени боеготовности дает возможность нанести удар более сосредоточенно и с большим эффектом. Соответствующая зависимость показана на рис. 30, в. Таким образом, стратегия выжидания связана со следующей альтернативой: вооружаться или повышать боеготовность (ценой некоторого снижения темпа вооружения) так, чтобы не оказаться слабее. Если бы не было ошибок в оценке противника, то задача имела бы однозначное математическое решение. Поскольку одно из предположений состоит в равенство исходных ресурсов, то, вообще говоря, обе стороны могут вести себя одинаково. Одной из стратегий является отказ от доставки дополнительного вооружения и обращение всех сил на повышение боеготовности. Но истинное положение дел партнера неизвестно, и это вносит ту неопределенность в ситуацию, которая приводит к конфликту. Допустим, что стороны решили гарантировать себя от неожиданностей и ориентироваться на максимальную интенсивность накопления оружия противником за время запаздывания информации о противнике. Нетрудно убедиться, что это ведет к накоплению вооружения. Если при этом одна из сторон проявит благоразумие и более точно оценит ситуацию, то она сможет за счет повышения боеготовности получить преимущество. Гарантия оказывается обманчивой. Задавшись ошибками оценки, можно получить однозначное решение. Но как задаться? Это тот случай, когда слишком велик риск. Необходимо помнить, что противник может напасть в любой момент. Не выгоднее ли напасть первым? Стратегия нападения состоит в выделении ресурса и распределении его между средствами доставки вооружения и самим вооружением. Переход от стратегии выжидания к стратегии нападения допустим только в том случае, если будет достигнуто ощутимое преимущество. Диапазон задачи можно изменять от тактики изолированных мелких подразделений, снабжение которых находится под контролем противника, до стратегии крупных формирований. В.В.Дружинин, Д.С.Конторов Следующая страница: 5-5-2. Анализ задачи и план решения
|
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
© Фонд ИНТАУ, 2011-2025. Научно-техническое творчество, инженерия. Культура, история, гуманитарные дисциплины. Просветительские проекты, выставки. |
О проекте
Контакты Карта сайта |