Клуб ИНТАУ - научно-техническое творчество Системная интеграция ИНТАУ Научно-техническое творчество
Инженерные системы
Инженерная психология
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 

Методы принятия решений 1-1. Модель мышления1-2. Эмпирическое мышление1-3. Аксиоматическое мышление1-4. Диалектическое мышление1-5. Вдохновение и творческое мышление1-6. Факторы принятия решений2-1. Классификация решений3-1. Информационные решения3-1-2. Показатели качества источника информации3-1-3. Достоверность каналов связи3-1-4. Логическая структура информационного решения3-2. Метод сопоставления3-3. Метод фильтрации3-4. Метод распознавания ситуации3-5. Примеры информационных решений4-1. Организационные решения. Структура4-1-1. Оперативность и централизация4-1-2. Периферийность и живучесть4-1-3. Объем и энтропия4-2. Распределение функций4-2-1. Свойства характера применительно к организации4-3-1. Методы подготовки. Метод моделирования4-3-2. Метод эволюции4-3-3. Метод синтеза. Описание4-3-4. Метод синтеза. Построение5-1. Оперативные решения5-2-1. Эвристические программы5-2-2. Военная игра5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»5-3. Эволюционное моделирование5-4-1. Типы оперативных задач5-4-2.Методические системы решения5-4-3.Последовательность действий5-5-1. Игры5-5-2. Анализ задачи и план решения5-5-3. Сложность определения цели. Волевой фактор Человеческий фактор Инженерные системы Планета техники


Методы принятия решений

1-1. Модель мышления1-1. Модель мышления
Не существует проблемы более глубокой, захватывающей и важной по своему влиянию на прогресс, нежели проблема мышления. Многие крупные ученые, политические и военные деятели отдали ей дань. Исследование «человеческих» факторов все большие приближается к точным наукам, это «знамение века». И, тем не менее, феномен человеческой мысли остается великой тайной.

1-2. Эмпирическое мышление1-2. Эмпирическое мышление
"Существуют простые ситуации, в которых человек может ориентироваться и действовать по готовым образцам. Это означает, что в процессе будут участвовать только два блока: память (блок 4) и какой-то из первых трех. Наблюдаемая ситуация отождествляется с одной из хранимых в памяти подсознания или сознания; выбирается и реализуется стереотипная реакция."

1-3. Аксиоматическое мышление
Сущность аксиоматического мышления состоит в том, что формируется некая система общих положений, принципов, возводимых в ранг «истин, не требующих доказательств», а также способ вывода из них конкретных решений, указаний и правил.

1-4. Диалектическое мышление
Диалектическое мышление — основа прогресса. Диалектические законы — это законы природы. Вместе с физическими законами сохранения они отражают в наиболее общем виде все процессы, происходящие во Вселенной. Мышление подчиняется законам диалектики. Как эмпирическое, так и аксиоматическое мышление отражают реальные явления и содержат элементы диалектики. Но эти элементы не являются определяющими. Любая точная наука, прежде всего математика, диалектична в своей основе, но в то же время математический аппарат строится формально, аксиоматический. В данном случае речь идет об использовании диалектики при построении рассуждений и умозаключений. Одна из граней сущности диалектического мышления состоит в обнаружении и преодолении (а иногда в использовании) основного противоречия ситуации в интересах открытия истины или достижения поставленной цели. Эйнштейн утверждал, что открытие не является делом логического мышления, даже если конечный продукт связан с логической формой.

1-5. Вдохновение и творческое мышление1-5. Вдохновение и творческое мышление
Если подходить с чисто информационных позиций к задачам, которые нашли творческое решение, то следует прежде всего отметить огромное несоответствие между. количеством информации, необходимой для подробного описания задачи, и той информацией, которой может сознательно оперировать человеческий мозг.

1-6. Факторы принятия решений
Несмотря на своеобразие и неповторимость военных решений, анализ многовековой военной практики позволяет систематизировать факторы, которые влияют на решения.

2-1. Классификация решений
Всякому конкретному действию предшествуют анализ и оценка обстановки, далее — составление плана действий, а затем — подготовка к действию, т. е. организация (себя, своих сил и средств).

3-1. Информационные решения
Информационное решение определяет, какие данные считаются истинными. Информация отображает какие-то объекты или события. Иначе говоря, это модель того, что произошло, происходит или может произойти. В зависимости от количества информации модель может содержать большие или меньшие подробности, однако абсолютным отображением ситуации она быть пе может.

3-1-2. Показатели качества источника информации
Необходимость оценки касается не только априорной, но и всей оперативной информация: при анализе какого-то сообщения необходимо представлять себе, насколько ему можно верить. Это представление чаще всего формируется на основании характеристик источников информации. Источниками могут быть люди, документы и технические средства (системы). Каждый источник информации перед тем, как передать сообщение, должен сам принять информационное решение: что передать. Ошибку, если она произошла, исправить трудно. Любая селекция сигналов уже есть информационное решение. Поэтому для принятия последующего информационного решения в более высокой инстанции необходимо знать, какова вероятность ошибки в решении нижней инстанции.

3-1-3. Достоверность каналов связи
"Помимо показателей качества необходимо учесть средства, которые использовались для получения данных, и условия, в которых они были получены. Частичная характеристика условий (время, место, обстоятельство, противодействие противника и т. д.) может содержаться в самом сообщении. Достоверность поступающих данных зависит не только от источника информации, но и от канала связи; искажение при передаче сообщений также необходимо учитывать. Каналы связи могут характеризоваться теми же показателями качества, что и источники информации. "

3-1-4. Логическая структура информационного решения
Для подготовки информационного решения важно знать его логическую структуру. По своей природе информационное решение является многоальтернативным: каждая из моделей ситуации есть альтернатива. Однако любое сообщение можно разбить на элементы, для каждого из которых следует принять двуальтернативпое решение: истинно или ложно. Таким образом, многоальтернативное решение можно представить множеством двуальтернативных подрешений.

3-2. Метод сопоставления
Группировать данные удобнее всего путем сведения их в таблицу (матрицу), в которой по вертикали располагаются решения и альтернативы, а по горизонтали = источники данных. В пересечениях строк и колонок вписывается содержание сообщений. Матрица сообщений должна быть составлена так, чтобы в нее попали все имеющиеся данные (независимо от достоверности источника) . Она должна содержать также все возможные информационные решения, связанные с ситуацией (независимо от того, каково качество данных, имеющих отношение к этому решению).

3-3. Метод фильтрации
"Сущность фильтрации состоит в том, что решение принимается на основании сопоставления сообщений с комплексом заранее (априори) сформулированных независимых признаков, каждому из которых приписывается вес (важность). Этот комплекс и является фильтром. Фильтр есть обоснованная опытом и теорией система смысловых и логических связей между свойствами ситуации, объекта, события, явления и их внешними проявлениями, признаками. Если информация удовлетворяет этой системе, она считается достоверной, если не удовлетворяет — недостоверной; в сомнительном случае решение не может быть принято."

3-4. Метод распознавания ситуации
Под ситуацией понимается совокупность событий, которые развиваются во времени и пространстве и имеют определенные последствия. Предполагается, что эти последствия могут быть четко сформулированы и имеют важное значение. Ситуация состоит из трех частей: обстановки, зафиксированной в какой-то момент времени, или состояния (противника, своих войск, условий боевых действий), процессов, которые могут происходить в дальнейшем, и результата или последствий. При одном и том же исходном состоянии процессы перехода в другое состояние могут быть различными. Соответственно различным может быть результат.

3-5. Примеры информационных решений
Выбор метода — сложная задача. По существу, однозначная оценка правильности выбора может быть сделана только после того, как задача будет решена. Поэтому необходимо овладеть всеми тремя методами и умело их комбинировать.

4-1. Организационные решения. Структура
Организация — это коллектив. предназначенный для совместных целенаправленных действии: боевая группировка, учебное заведение, отдел штаба, инспектирующая группа или спортивная команда. Организация может создаваться в результате организационного решения, но может возникать и самопроизвольно. Создание организации преследует определенную цель.

4-1-1. Оперативность и централизация
Под оперативностью структуры понимается ее способность быстро реагировать на изменение обстановки и внешнее воздействие в соответствии с целевым назначением. Оперативность зависит от расположения элементов структуры и расстояния между ними, от числа промежуточных позиций, а также от общей схемы соединения элементов.

4-1-2. Периферийность и живучесть
Показатель периферийности характеризует пространственные (территориальные) свойства структуры, дислокацию. Численно показатель периферийности может выражаться положением центра тяжести структуры, относительным числом элементов и связей, размещенных за некоторой разграничительной линией. Элементам и связям могут быть приписаны веса. Чем больше элементов сосредоточено на периферии, занимаемой структурой территории, тем выше показатель периферийности.

4-1-3. Объем и энтропия
Следующим показателем является объем структуры, который характеризует ее количественный состав. В зависимости от конкретного назначения организации это может быть количество элементов (численность формирований), средняя плотность территориального распределения элементов и т. д.

4-2. Распределение функций
Перейдем к распределению функций внутри организации. Речь идет не о служебных функциях (т. е. командных, политических, воспитательных, технических, хозяйственных и т. д.), а о специальных функциях элементов структуры внутри организации. Таких основных функций можно назвать три: информационная функция, функция управления и функция воздействия (на внешнюю среду).

4-2-1. Свойства характера применительно к организации
Убежденность, уверенность в определенной идее (политической, моральной или технической) является социальным фактором. Под силой убеждений понимаете и их устойчивость, способность к сохранению, несмотря на влияние внешних разрушающих сил, а также глубина, значимость с точки зрения поведения, взаимодействия с внешней средой.

4-3-1. Методы подготовки. Метод моделирования
"Метод моделирования предполагает, что существует некоторый сходный по назначению образец организации или несколько принципиально различных образцов. Образцы обследуются: определяется структура (тип структуры и показатели качества), оценивается распределение функций; определяются чувствительность и устойчивость. На основании этик данных составляется упрощенное описание предполагаемой новой организации, ее модель."

4-3-2. Метод эволюции
Метод эволюции сходен с методом моделирования тем, что предполагает некоторую исходную базовую организацию, с которой начинается разработка структуры. Однако в отличие от моделирования начальная организация здесь строится по другим принципам. Для применения метода эволюции требуется иметь описание организации, перечень функций, которые предполагается возложить на организацию, и представлять себе сущность связей между ними. Основой здесь служат назначение организации и характер ее внешних взаимоотношений.

4-3-3. Метод синтеза. Описание
Метод синтеза организации является наиболее универсальным, однако он требует полных исходных данных. Метод синтеза в большей по сравнению с другими методами степени использует расчет. Сущность его состоит в построении оптимальной организации применительно к строго сформулированным задаче и условиям функционирования. Принятие организационного решения состоит в оценке этого соответствия и утверждении организации.

4-3-4. Метод синтеза. Построение
Исходное описание является источником информации для второго этапа — построения организации. На втором этапе решается задача синтеза. Процесс синтеза может быть многошаговым. Исходным пунктом может быть либо структура, либо состав элементов — в зависимости от того, что лучше отражено в описании. Принципиального значения это не имеет, однако удачный выбор сокращает время.

5-1. Оперативные решения
Оперативные решения связаны с выбором способа поведения, главным образом — способа боевых действий. Они принимаются на основании информации о противнике и сформулированной цели. Неожиданность ситуаций, скоротечность их изменения, неполнота информации, дезинформация, дефицит времени, обилие факторов, которые требуется учесть,— все это делает оперативные решения самыми сложными, ответственными и эмоционально напряженными.

5-2-1. Эвристические программы5-2-1. Эвристические программы
"Программу действий при обучении строят, наблюдая за тем, как люди решают задачи и что есть общего в человеческом подходе и различным проблемам. Подобные программы, для которых не существует последовательных правил математических действий, приводящих к решению (рекурсивного алгоритма), разрабатываются для ЭВМ; результат не вычисляется, а находится путем применения направленного поиска. "

5-2-2. Военная игра5-2-2. Военная игра
Имеется объект, на подступах к которому внутри кольца размещены средства обороны с некоторым радиусом поражения. Задача одной из сторон состоит в проникновении к объекту и нанесении ущерба, другой — в обороне объекта. Состав и характеристики средств нападения и обороны заданы. Под «средствами нападения и обороны» можно понимать что угодно: отдельными солдат, дивизии, самолеты, танки, огневые средства.

5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»5-2-3. Военная игра. Соревнование «человек — человек»
Соревнование «человек — человек» объявляется исходным для накопления эвристических данных и для анализа результатов. Соотношение сил нападающей и обороняющейся сторон должно быть выбрано так, чтобы соревнование в среднем заканчивалось вничью. Несмотря на эту нивелирующую меру, процесс борьбы протекает бурно и насыщен драматическими моментами.

5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»5-2-4. Военная игра. Соревнование «человек — машина»
В соревновании «человек — машина» наблюдается несомненное преимущество человека, который выигрывает со счетом 70: 30 при соотношении средств, обеспечивающем равные выигрыши в соревновании «человек — человек».

5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»5-2-5. Военная игра. Соревнование «машина — машина»

5-3. Эволюционное моделирование5-3. Эволюционное моделирование
Рассмотрим еще одно направление, принципиально отличное от предыдущего. Речь идет об эволюционном самоусовершенствовании программ путем скачкообразных изменений программы, мутаций, подобных биологическим. Эволюционная программа сохраняет ту часть программы, которая наилучшим образом справляется с задачей и отбрасывает несущественные и мешающие элементы.

5-4-1. Типы оперативных задач5-4-1. Типы оперативных задач
Попытаемся более строго сформулировать задачу подготовки оперативного решения. Предполагается, что существуют некоторые «множества факторов», которые описывают задачу.

5-4-2.Методические системы решения
Изложенные методы не охватывают тех возможностей, которыми располагает человеческий интеллект, а сам подход к их обоснованию недостаточно диалектичен.

5-4-3.Последовательность действий
Рассмотрим перечисленные методы более подробно. Первый вопрос состоит в том, возможна ли их конкретизация и формализация, с тем чтобы использовать вычислительные машпны или выработать правила для обучения людей. Попытаемся представить последовательность действий в каждом из методов.

5-5-1. Игры
В качестве решающей системы может использоваться человек (группа), ЭВМ, то и другое одновременно. ЭВМ может помочь, организуя и оценивая усилия человека. Поэтому развитие описанных выше формальных методов представляется полезным и для обучения. Вопрос состоит в том, как овладеть формальными методами настолько, чтобы использовать их в практической деятельности. Метод — не рецепт. Для овладения методом необходимо его ясное понимание, которое достигается практикой.

5-5-2. Анализ задачи и план решения
Представляет интерес поведение человека в конкретном примере. В определенной мере оно было оценено в двусторонней игре с посредником. который информировал игроков о действиях партнера, вводя при этом запаздывание. Испытуемый контингент состоял из лиц с хорошей математической подготовкой, способных быстро ориентироваться и производить расчеты, но неспециалистов в военном отношении, поэтому результат ни в какой степени не отражает оперативной идеологии.

5-5-3. Сложность определения цели. Волевой фактор
Формализация различных методов применительно к оперативным задачам одного типа и характера будет, по-видимому, содержать много общего: описание (язык), классификацию признаков, вид преобразований и т. д. Это внушает оптимизм в отношении возможности одновременного применения нескольких методов, что позволяет сравнивать решения и взаимно стимулировать программы.


Публикуется по изданию: В.В.Дружинин, Д.С.Конторов. «Идея, алгоритм, решение».
Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1972.




  • Главная   • Методы принятия решений  


  Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024  
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 
  Системная интеграция ИНТАУ © Клуб ИНТАУ, 2011-2024.
Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование.
Модернизация технических комплексов и систем.
О проекте Контакты 
Карта сайта