Научно-техническое творчество Инженерные системы Инженерная психология |
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
Методы принятия решений Человеческий фактор Модель мозга. Идеал и реальностьПамятьНеидеальный мозг. Нехватка ресурсов, избыток данныхАссоциацииРефлексия и военные игрыСинтез и усиление мыслительной деятельностиВоля и опытТрудности индивидуальной деятельностиПреимущества и трудности коллективной деятельностиКоалиции и содружестваВиды организации работыПоведение групп, построенных по различным структурамОсобенности коллективной подготовки решенийПодбор людей в коллектив Инженерные системы Планета техники |
Рефлексия и военные игрыС рефлексией мы сталкивались во всех методах подготовки решений. Рефлексия есть акт осознания процесса имитации рассуждений противника либо имитации возможного поведения того, с кем предполагается иметь дело. Например, подготовка плана наступления требует прослеживания хода рассуждений противника в отношении наших действий. Рефлексия есть представление того, что происходит в «головах» — индивидуальных и коллективных. Одной из разновидностей рефлексии является военная игра. В процессе игры каждая из сторон оценивает мотивы и поведение другой стороны, это и есть рефлексия. Следует четко определить и усвоить границу между анализом и рефлексией. В процессе анализа мы становимся в позицию стороннего наблюдателя, объективно рассуждающего третьего лица, которое знает положение, располагает всей известной каждому из игроков информацией и ищет наиболее существенные связи, определяющие ситуацию и поведение, либо оптимальные способы (стратегии) поведения, обеспечивающие каждому из игроков наилучший исход. Вооруженная борьба или военная игра требует от каждой стороны создания модели противника, воспроизведения не только его объективного положения, состава сил и средств, но и внутреннего мира. Если в военной игре участвуют два игрока (две группы), то каждый из них становится по одну сторону линии фронта. Если игра происходит в уме одного человека, он вынужден поочередно менять свою позицию, а одновременно — свое представление о противоположной стороне. Это не очень благодарное занятие: каждый знает, как мало радости играть в шахматы с самим собой. Поэтому военные игры проводятся с обозначением сторон. Каждая сторона использует рефлексию для построения модели другой стороны. «Глубина проникновения» в представления противника о себе самом характеризуется «рангом рефлексии». Рассмотрим это подробнее на модели. А и Б — противники; пусть А преследует Б. Б прячется в пещеру, откуда есть два пути: легкий и тяжелый. При различных рангах рефлексии рассуждения игроков будут следующими. 1. У обоих противников ранг рефлексии равен нулю. Один не имитирует рассуждений другого. В этом случае Б пойдет по легкому пути, А также пойдет по легкому пути. Результат преследования определится соотношением скоростей. 2. Ранг рефлексии А равен нулю, а ранг рефлексии Б-единице. Б будет рассуждать так: «А, безусловно, пойдет по легкому пути, поэтому мне выгоднее пойти по тяжелому». Б ускользнет от преследования. 3. Ранг рефлексии А. равен двум, а ранг рефлексии Б-единице. Б будет рассуждать по-прежнему и пойдет трудным путем, но А рассуждает так: «Б думает, что я пойду по легкому пути, и по этой причине пойдет по тяжелому пути. Я же, разумеется, пойду по тяжелому пути: ведь Б не в состоянии предвидеть такой поступок». Образование более высоких рангов рефлексии ясно. Однако рефлексия — нечто большее, нежели военная (или вообще конфликтная) игра. Рефлексия — это воспроизведение процесса взаимодействия двух (или нескольких) субъектов с учетом знаний и представлений каждого из субъектов обо всех остальных (в том числе и о самом себе) во всей их полноте и глубине. Объектами могут быть противники, внешняя среда, организация, а также их отдельные элементы. Если бы рефлексия могла быть полной, всеобъемлющей, то решение было бы безукоризненным. Однако недостаток информации о каждом из субъектов, а также о ряде других факторов приводит к необходимости проверки рефлексивных выводов. Тем не менее рефлексия — величайший дар, благодаря которому человек строит свой несовершенный, но самобытный и оригинальный внутренний мир отношений; он может парить над действительностью, заглядывая умственным взором в такие уголки бытия и чужой мысли, куда невозможно проникнуть никаким другим путем. За это человек и человечество в целом платят внутренними противоречиями, борьбой между знанием и представлением. Поэтому рефлексивные идеи должны находиться под жестким контролем, который не позволил бы беспочвенным и необоснованным домыслам доминировать над точной оценкой п здравым смыслом. В диалектическом единстве рефлексии и контроля кроется заманчивое совершенство мышления. Итак, рефлексия — это свойство разума, и пока мы не знаем ничего аналогичного. Попытки математического анализа рефлексии нельзя считать безуспешными, хотя ощутимых результатов они пока не далп. Моделирование рефлексивных функций интересно само по себе и может найти применение, но это не более как воспроизведение уже осмысленных и не единожды повторенных умственных процессов. Трудно представить себе, чтобы в ближайшее время в этом отношении можно было ожидать блистательных перемен. Анализируя психофизиологическую сущность рефлексии, а также ее «материальное обеспечение», нетрудно обнаружить серьезные недостатки, которые так или иначе препятствуют более эффективному использованию рефлексии при подготовке решений. Ранг рефлексии зависит от врожденных способностей, социального воспитания и объема знаний. Без соответствующей подготовки трудно подняться выше уровня рефлексии первого ранга. Рефлексия целенаправленна, так что в различных областях деятельности ранг рефлексии, доступный одному и тому же человеку, различен. Командир должен обладать высоким рангом рефлексии во многих областях, в частности, в тактической, оперативной, политической, социальной и психологической. Воспитание и развитие способностей к рефлексии — дело обучения. В группе из нескольких человек каждый может строить рефлексивную модель применительно к той области, в которой его способности ярче и знания полнее. На основании этих моделей совместными усилиями строится общая модель достаточно высокого ранга. Однако коллективной рефлексии препятствует ограниченность информационного обмена между различными лицами в группе. Общение еще более затрудняется, если группа не сосредоточена в одном месте и лица, входящие в ее состав, разделены большими расстояниями. Таким образом, ввиду недостаточной информативности естественных средств общения между людьми как группа лиц, так и один человек далеки от идеала. На рефлексию влияет субъективное состояние человека. Абсолютный ранг рефлексии конкретного лица не всегда сохраняется одинаковым. Можно ли его повысить или хотя бы не допустить снижения? Это вопрос, который давно волнует врачей, психологов и инженеров. Есть основания полагать, что стимулировать рефлексию можно внешним воздействием, напоминанием, подталкиванием, демонстрацией какого-либо сходного эпизода, либо наоборот: отвлечением, успокоением. Чтобы осуществить такое влияние, необходимы стимуляторы, Способ применения стимуляторов может быть различным: сторонняя стимуляция или самостимуляция, когда человек «вызывает» ту информацию, которая, по его предположению, может ему помочь. Для этого требуется иметь управляемые средства хранения, выбора и представления информации. Эти средства должны обладать большой памятью (в том числе оперативной) и большой производительностью: достаточно частая смена образов (.зрительных или слуховых) играет наряду с содержанием образов немалую роль. Есть еще один момент: объективная оценка состояния оператора. Командир не всегда может позволить себе выбирать время для обдумывания ситуации и принятия решения (хотя некоторые возможности в этом смысле у него имеются), но убедиться в том, что привлекаемые к работе лица находятся «в форме», стоит. Самооценка и вообще субъективная оценка представляет собой в данном случае не что иное, как рефлексию определенного ранга, а это как раз то, что мы хотим определить. Объективная оценка ранга рефлексии могла бы быть весьма полезной. По-видимому, применение специальных тестов могло бы не только решить задачу контроля, но и в некоторых случаях изменить состояние человека, создать определенный настрой, сосредоточенность или еще что-то, чего мы пока не знаем. Хранение тестов и анализ ответов требуют памяти, представления информации и общения. В.В.Дружинин, Д.С.Конторов Следующая страница: Синтез и усиление мыслительной деятельности
|
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
© Клуб ИНТАУ, 2011-2024. Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование. Модернизация технических комплексов и систем. |
О проекте
Контакты Карта сайта |