Научно-техническое творчество Инженерные системы Инженерная психология |
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
Методы принятия решений Человеческий фактор Модель мозга. Идеал и реальностьПамятьНеидеальный мозг. Нехватка ресурсов, избыток данныхАссоциацииРефлексия и военные игрыСинтез и усиление мыслительной деятельностиВоля и опытТрудности индивидуальной деятельностиПреимущества и трудности коллективной деятельностиКоалиции и содружестваВиды организации работыПоведение групп, построенных по различным структурамОсобенности коллективной подготовки решенийПодбор людей в коллектив Инженерные системы Планета техники |
ПамятьПроцесс запоминания является сложным и многообразным. Известно, что человеческая память имеет три отдела: оперативная память, в которой содержится то, что используется в текущей деятельности (наименее емкая), кратковременная и долговременная (наиболее емкая). Оперативная память человека. Среднестатистический человек в состоянии запомнить до десятка случайных цифр и слов, но индивидуальный разброс возможностей оперативной памяти весьма широк. Передача слов и фраз увеличивает количество полезной информации. Лучше используется оперативная память при кодировании сообщений с помощью общих идей. О том, как это делается, будет сказано далее. Описание идеи может содержать несколько страниц или книг, однако, если сущность идеи известна собеседнику, можно сообщить ее, передав название, один символ. Символическое обозначение является самым экономным способом кодирования. С другой стороны, учитывая малую емкость оперативной памяти и большую скорость передачи информации в сетчатке глаза, можно передать сущность идеи с помощью зрительного образа, не прибегая к символам. Поясним, в чем здесь дело. Любому офицеру хорошо известна идея наступления, однако, для того чтобы сообщить план наступления даже в самом общем виде, требуется много информации, много символов. Процесс передачи связан с двойной работой: сначала последовательность образов, сложившихся в мозгу одного человека, должна быть преобразована в символы, а затем передана собеседнику, в мозгу которого осуществляется обратное преобразование. При показе зрительного образа преобразование будет осуществлять нервная сеть глаза и глазного отдела мозга. Между оперативным, кратковременным и долговременным (длительным) запоминанием лежит стадия консолидации, в течение которой формируется устойчивая запоминающая структура. Она длится от нескольких до 20 — 30 мин. Сильное раздражение мозга в период консолидации приводит к разрушению информации и забыванию (ретроградной амнезии). Это особенно важно для военных. Наиболее важную и ответственную часть своей работы они выполняют в боевых условиях, причем на период консолидации приходятся интенсивные внешние контакты (переспросы, переговоры, отдача текущих распоряжений), что мешает сосредоточиться. Информационная емкость долговременной памяти оценивается различными физиологами по-разному. Процессу развития цивилизации сопутствует увеличение информационного обмена в огромных размерах. Однако одновременно растет емкость понятий, т. е. количество информации, содержащееся в каждом отдельном понятии или в каждой идее. Таким образом, мозг приспосабливается к увеличению объема знаний и усложнению отношений. Предполагают, что мозг, как и некоторые другие органы человека, имеет более чем 10-кратную функциональную избыточность. Такая избыточность обеспечивает жизнедеятельность в особо тяжелых условиях, и обычно на нее ссылаются при оценке предельных возможностей. Решающее значение для запоминания имеет организация информации, представление ее в виде, пригодном для осмысливания. Это прежде всего означает соответствие системе априорных знаний, т. е. той системе, к которой привык человек а процессе обучения. Близость специальностей создает основу для одинакового построения системы знаний, а частое общение людей стабилизирует и укрепляет ее. Одинаковое построение системы знаний отнюдь не означает одинаковости знаний. Различие между уровнем военных знаний солдата и командующего армией намного больше, чем между уровнем знаний командующего и военного историка. Однако если солдат и историк случайно вместе провели разведку, то, скорее всего, командующий предпочтет выслушать своего солдата, которого он поймет лучше и быстрее, чем доклад эрудированного, но, возможно, неискушенного в перипетиях ближнего боя и менее знакомого с деталями разведывательных действий коллеги по изучению военного искусства. У каждого человека вырабатывается своя система построения знаний, и в соответствии с этой системой он излагает и усваивает новые данные. Приспособиться к собеседнику в этом смысле не так легко, и не каждый это умеет, не говоря уже о том, что такое приспособление требует значительных умственных усилий, которые желательнее использовать по прямому назначению. Большое значение имеют удобство обозначений и способ представления информации. В этой области господствуют специализированный «военный язык» и карта, но эти средства, несмотря на многочисленные достоинства, обладают низкой информативностью при очень большой избыточности. В.В.Дружинин, Д.С.Конторов Следующая страница: Неидеальный мозг. Нехватка ресурсов, избыток данных
|
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
© Клуб ИНТАУ, 2011-2024. Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование. Модернизация технических комплексов и систем. |
О проекте
Контакты Карта сайта |