Научно-техническое творчество Инженерные системы Инженерная психология |
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
Методы принятия решений Человеческий фактор Модель мозга. Идеал и реальностьПамятьНеидеальный мозг. Нехватка ресурсов, избыток данныхАссоциацииРефлексия и военные игрыСинтез и усиление мыслительной деятельностиВоля и опытТрудности индивидуальной деятельностиПреимущества и трудности коллективной деятельностиКоалиции и содружестваВиды организации работыПоведение групп, построенных по различным структурамОсобенности коллективной подготовки решенийПодбор людей в коллектив Инженерные системы Планета техники |
Синтез и усиление мыслительной деятельностиЗавершающей и всеобъемлющей стадией мыслительного процесса мышления является синтез. Синтез есть вершина творчества. При синтезе используются результаты, достигнутые на предыдущих стадиях, строится модель решения, которая оптимизируется и доводится до окончательного вида. Синтез требует большого напряжения сил, мобилизации, поскольку допущенные ошибки уже не будут исправлены. Поскольку синтез может включать пересмотр исходных позиций и взаимную проверку результатов, количество информации, которое требуется переработать, очень велико. В сущности, синтез включает две основные процедуры: отбор основных элементов, из которых должно состоять решение, и конструирование решения. В процессе выполнения предыдущих функций должны выработаться идеи, предложения, домыслы и варианты, из которых нужно выделить наиболее ценное и плодотворное, В этом и состоит задача отбора. Отбор и конструирование решения — тесно связанные, взаимно исключающие И взаимно проникающие процедуры. Диалектика здесь состоит в том, что отбор элементов решения (поскольку отбор окончательный) противоречит свободе конструирования, а конструирование как завершающая процедура ограничивает отбор. В то же время отбор без конструирования не имеет смысла, а конструирование без отбора невозможно. Функция синтеза наиболее сложна, поэтому никогда нет уверенности в том, что мыслительный ресурс полностью обеспечивает ее выполнение, да еще и в ограниченное время. Можно ли «усилить» способность к синтезу какими-либо техническими средствами? В настоящее время этот вопрос служит предметом оживленных дискуссий между учеными, и нельзя сказать, чтобы эти дискуссии были бесплодными. Кибернетики стремятся создать «усилитель мысли», способный самостоятельно решать сформулированные задачи и даже ставить новые задачи, например предлагать математические теоремы. Можно ли действительно построить такую машину — вопрос спорный. Во всяком случае, пока не видно, как это сделать. Более того, если машина будет создана, то для работы ей потребуется столь подробная информация об особенностях человеческой личности, социальных и экономических закономерностях, существующем положении дел и т. д., что ее невозможно получить. Может ли техника вообще помочь человеку и в чем? Приступая к синтезу, «идеальное устройство» располагает совокупностью возможных элементов, кусков решения, которые являются аморфной или почти аморфной массой. Для того чтобы найти наилучшее решение, можно просмотреть все возможные комбинации этих элементов; каждая комбинация есть одна из конструкций решения. Предположим, что имеется 10 идей, каждая из которых включает 10 возможностей. Тогда число конструкций, подлежащих просмотру, составляет 1010. Если оценивать по одному решению в секунду, то потребуется три тысячи лет. Повышение скорости обработки даже в десять тысяч раз практически ничего не дает. Любой другой метод не гарантирует наилучшего результата и поэтому не может считаться идеальным. Задача усиления мыслительных способностей состоит в сокращении времени определения конкурентоспособных конструкций решения, а, следовательно, и в повышении эффективности отбора. Прежде всего, таким признаком может быть непротиворечивость: то, что заложено в решение, не должно взаимно отрицаться. Выявить отрицание можно только в пределах определенной модели решения; действия, непротиворечивые в одной модели, могут оказаться противоречивыми в другой. Выявление противоречий может быть первой задачей отбора. Более сложная задача состоит в отборе по непротиворечивости при заданной модели. Модель решения может предложить человек, а вычислительная машина сообщит ему, что в ней противоречивого. Следующий признак — ограничения. Ограничения могут вытекать из связи между элементами решения, из условий реализуемости, из прошлого опыта, из указаний старшего начальника, из политико-моральных и других соображений. Ограничения, относящиеся к каждому в отдельности взятому элементу решения, использованы при выполнении предыдущих функций; речь идет об ограниченных на совместное использование элементов в пределах модели решения. Согласованность подрешений. Обычно решение включает несколько крупных частей (подрешений), причем каждый элемент решения может входить в несколько подрешений. Между подрешениями должно существовать равновесие, поскольку каждая часть в какой-то мере зависит от остальных частей. Если равновесие нарушено, то решение становится неустойчивым. Несогласованность может быть пространственной, временной, по степени воздействия, по результату воздействия и т.д. Согласованность элементов решения может быть проверена на основании формальных признаков и использоваться в качестве признака отбора. Следующий вопрос: каковы недостатки человеческого разума в создании модели решения? В принципе для отбора можно воспользоваться типовыми решениями, если сложившаяся ситуация обладает типовыми свойствами, позволяющими отождествить ее (хотя бы в общих чертах) с одной из ситуаций, которые когда-либо наблюдались в действительности или придумывались и изучались. Совершенно новые ситуации встречаются не так часто. Если разработка ситуаций ведется квалифицированными людьми в течение длительного времени и если в распоряжении этих людей имеются сведения о тенденциях развития военной науки и техники, то «библиотека типовых ситуаций» может быть достаточно обширной. По существу, на принципе типизации построен всякий процесс обучения; наши уставы и наставления являются сгустком наиболее типичного (а следовательно, наиболее обобщенного и важного) опыта. Однако держать в памяти несколько миллионов вариантов и использовать их в повседневной работе невозможно, здесь необходима техническая помощь. Таким образом, функция синтеза обеспечена недостаточно; усиление мыслительной деятельности требует высокоскоростного целенаправленного отбора, распознавания и отождествления ситуаций, а следовательно, увеличения долговременной и оперативной памяти, а также информационной производительности. Мы попытались выявить функциональные недостатки индивидуального и коллективного человеческого мозга по сравнению с идеальным решающим устройством. Но это не все. Необходимо указать на два конструктивных недостатка: ошибки, возникающие в работе, и недостаточная надежность человеческого организма. Натренированность и природные дарования не могут полностью исключить ошибок, просчетов, недосмотра, а также «отказов». Под отказом мы здесь понимаем не серьезную болезнь или боевые потери, а кратковременное отключение от работы, внешне слабо контролируемое, но нарушающее ритмичность процесса и приводящее к ухудшению качества решения. Неполноценность мышления вследствие физического недомогания далеко не всегда удается у себя обнаружить, а если и удается, то не всегда можно объективно оценить последствия недомогания. Контроль за правильностью и непрерывностью рассуждений поддается формализации, но требует большей информационной производительности, поэтому прямой контроль одного человека за работой другого малоэффективен. Объективный же психофизиологический контроль широко используется в медицинской практике, в спорте, а также в работе, связанной с ответственностью за жизнь многих людей; его можно распространить на лиц, выполняющих m другие ответственные функции. В.В.Дружинин, Д.С.Конторов Следующая страница: Воля и опыт
|
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
© Клуб ИНТАУ, 2011-2024. Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование. Модернизация технических комплексов и систем. |
О проекте
Контакты Карта сайта |