Научно-техническое творчество Инженерные системы Инженерная психология |
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
Методы принятия решений Человеческий фактор Модель мозга. Идеал и реальностьПамятьНеидеальный мозг. Нехватка ресурсов, избыток данныхАссоциацииРефлексия и военные игрыСинтез и усиление мыслительной деятельностиВоля и опытТрудности индивидуальной деятельностиПреимущества и трудности коллективной деятельностиКоалиции и содружестваВиды организации работыПоведение групп, построенных по различным структурамОсобенности коллективной подготовки решенийПодбор людей в коллектив Инженерные системы Планета техники |
Особенности коллективной подготовки решенийПерейдем к рассмотрению вопроса о методах коллективной деятельности при подготовке решений. Все методы, изложенные в предыдущих главах, оказываются действенными, однако следует отметить некоторые особенности. Первая касается применения общей системы решения задач. Группа лиц, организованных в определенную структуру, изучает соответствующую систему в общем виде, специализирует ее применительно к классу решений (информационных, организационных, оперативных), отрабатывает конкретные приемы, распределение функций и взаимодействие на типовых задачах. Эта часть работы является подготовительной и предшествует стадии обучения. Обучением руководит лицо, не входящее в структуру. Задачей обучения является групповое- овладение методикой, отработка навыков, постепенное повышение точности и скорости совместной работы. Необходимы контроль за процессом обучения и разбор каждой задачи для выявления недостатков в структуре и в подготовке отдельных лиц. Вторая особенность связана с коллективным поиском идей. Один из интересных приемов такого рода иногда называют «мозговой атакой». Этот метод в течение последнего десятилетия нашел практическое применение в техническом творчестве, хотя истоки его уходят в глубокую древность. В работу группы не вносится внешнего организующего начала, но внутренние элементы организации возникают самопроизвольно (спонтанно). Началу работы группы (состав ее не ограничен) предшествует краткая психологическая подготовка. Она отвлекает людей от повседневных забот и привычного хода мыслей, концентрирует внимание, разрушает лишние связи с людьми и событиями, создает хорошее настроение, ослабляет самоконтроль и ответственность, в конечном итоге «освобождает мысли от оков». Считается полезным рассказ занимательной фантастической истории, сходной по ситуации. После этого следует краткая и ненавязчивая информация о ситуации и постановка задачи. Затем идет центральный этап: каждый излагает свое предложение, основную идею, кратко и предельно точно (1-2 мин на выступление). Вопросы, обоснования, уточнения, дискуссия и критика не допускаются, Никаких ограничений на содержание идеи не накладывается: она может быть фантастичной, взятой из другой области, на первый взгляд нелепой и сколь угодно далекой от реализации. Обилие мыслей, соображений, домыслов, теорий — вот что требуется. Все высказывания точно фиксируются для последующей обработки, которая проводится группой экспертов, построенной по многосвязной структуре. Идеи классифицируются, устанавливаются связи, отбираются классы, имеющие прямое отношение к задаче. Выявляются предположения, лежащие в основе каждой идеи. Систематизируются признаки предложений. Оцениваются реализуемость, возможные исходы, степени риска. Отбираются и описываются заманчивые идеи, формулируются и сравниваются предложения. Наконец, готовятся варианты решений. Другой способ поиска идей состоит в проведении игр. Роль игр в формировании, развитии и деятельности человека трудно переоценить. По большей части мы не отдаем себе отчета в том, насколько велик игровой элемент в нашем поведении и во всей пашей жизни. С помощью кратковременной подготовки большинство людей способны в значительной мере перевоплотиться, понять чужую роль и на какое-то время заставить себя принять ее. Военные игрыВоенные игры возникли в глубокой древности и служили одним из методов оперативно-тактической подготовки. Первое формальное описание военной игры появилось в 1789 г., оно занимало 60 страниц текста. Распространение статистической теории игр и вычислительных машин, имитирующих реальную обстановку с помощью математических моделей, позволило поднять 'военные игры на высокий уровень. Основным достоинством игры является ее спортивная, соревновательная форма, мобилизующая внутренние силы, создающая заинтересованность и другие положительные эмоции. Атмосфера соревнования способствует психологическому проникновению в роль и перевоплощению. Военная игра связана с условным ритуалом, который создает необходимое настроение. Подготовка игры включает составление замысла и плана, исходных данных и организационных мероприятий, определение количества играющих и темпа игры, определение структуры групп, проведение репетиций и т. д. Обычно для проведения игры формируются три группы: играющая, обучающая и посредническая. Для проведения игры по подготовке решения требуется составить план игры, описание ситуации и распределить роли. Описание должно содержать количественные и качественные элементы. Необходимо всемерно расширять количественное описание, это дает возможность привлечь вычислительную технику и повысить достоверность оценок. Однако нельзя забывать о бесконечном разнообразии жизни, которое невозможно уложить в цифровые рамки. Псевдонаучные математические выкладки типа расположения некоторых идей по шкале весовых коэффициентов (ночной отдых – 0, дневной отдых — 10, прием пищи — 30, бой — 100) не могут приниматься всерьез. После изучения плана, правил и ролей проводится игра. Поведение участников, их решения и соображения по вопросам, имеющим отношение к поставленной задаче, фиксируются, систематизируются и обрабатываются. На основании результатов вносятся изменения в план игры и проводится столько «матчей» (без замены или с заменой участников), сколько требуется. При проведении военных игр поискового характера следует стремиться к максимальной свободе воли участников, их независимости от мнения авторитетных лиц. При разборе не следует давать оценку действиям участников, если игра не преследует учебных целей. Одна и та же задача может решаться различными методами в разных группах. Для подготовки оперативных решений, где время ограничено, это не всегда возможно, поэтому особое значение приобретает адекватность метода. По этому вопросу могут быть даны следующие рекомендации. Применение методических систем решения задач целесообразно всегда, если группа подготовлена и имеет соответствующее техническое оснащение. Игры дают хороший результат в неопределенных задачах с большим удельным весом социологических и психологических факторов. «Мозговая атака» иногда дает спасительную идею в безнадежной на первый взгляд ситуации. Обычно в каждом коллективе имеются излюбленные формы работы, которые вырабатываются в процессе сотрудничества на основании личных склонностей и симпатий. Лучше, если коллектив будет владеть разными формами и их отработка будет вестись систематически и целеустремленно. В.В.Дружинин, Д.С.Конторов Следующая страница: Подбор людей в коллектив
|
Методы принятия решений | Человеческий фактор | Инженерные системы |
Планета техники |
© Клуб ИНТАУ, 2011-2024. Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование. Модернизация технических комплексов и систем. |
О проекте
Контакты Карта сайта |