Клуб ИНТАУ - научно-техническое творчество Системная интеграция ИНТАУ Научно-техническое творчество
Инженерные системы
Инженерная психология
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 

Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета техники Как начинались электрические торпедыПервые торпедные электродвигателиПерспективы развития криогенной техники в электроэнергетикеМашины сухого тренияБытовые холодильники. НачалоБытовые холодильники. СССРБытовые холодильники. Перспективы из девяностых


Первые торпедные электродвигатели

Котов А.С.

Ниже приведены основные характеристики электродвигателей первых электроторпед Германии и СССР.

Столь обширная таблица параметров покажется странной неспециалисту в области проектирования торпедных электродвигателей, - два ли давая ему какую-либо полезную информацию. Для специалиста в области торпедных электродвигателей она, по мнению автора, представит огромный интерес, потому и приводится. Ведь это — параметры первых торпедных электродвигателей, созданных в условиях полной изоляции разработчиков Германии и СССР.

Из сравнения параметров электродвигателей можно сделать много технических выводов, но основным является то, что разработчики первых образцов торпедных электродвигателей — Германия и СССР — пошли совершенно разными путями, получив в итоге... весьма близкие результаты.

Разработчики Германии вложили в свою разработку высокие значения электромагнитных параметров, достигнув научного совершенства электродвигателя GL-231/7,5s.


Электродвигатель постоянного тока типа 
GL-231|7,5s электроторпеды G7e
Продольный разрез одновального электродвигателя постоянного тока типа GL-231|7,5s первой в мире электроторпеды G7e (Германия, 1938)


Разработчики СССР пошли на умеренные параметры, однако, применив биротативное исполнение двигателя (иначе — двигатель двойного вращения), получили удвоенную расчетную частоту вращения, достигнув тем самым высокого конструктивного совершенства электродвигателя ПМ5-2.


Сравнение немецких и советских торпед военного времени
Продольный разрез биротативного электродвигателя постоянного тока типа ПМ5-2М первой отечественной электроторпеды ЭТ-80 (СССР, «Электросила», 1942)


Во многом здесь сквозит национальная черта русского-народа - решить задачу возможно более простым путем, не требующим сначала глубоких теоретических и экспериментальных работ. Немаловажным фактором являлось и время. Разработчикам первой отечественной торпеды нужно было догонять Германию и времени на глубокие изыскания, например, процессов коммутации, поисков оптимальных соотношений длины и диаметра якоря и других уже не было. Во всяком случае, так было с первой электрической торпедой.

Как видно из продольных разрезов двигателей торпед G7e и ЭТ-80, двигатель GL-231/7,5s практически вписан в «световое окно» корпуса торпеды и имеет весьма малый осевой размер, а двигатель ПМ5-2 — наоборот, вытянут в продольном направлении (имеет в 2,7 раза большую длину) и по диаметру занимает незначительную часть «светового окна». Таким образом, около 560 мм длины в торпеде ЭТ-80 практически было потеряно. Конечные результаты, как видно из сравнения двигателей по мощности и удельным характеристикам, весьма близки.


Сравнение электродвигателей немецких и советских торпед военного времени


Для сравнения двигателей (теперь силовых установок) обычно пользуются параметром удельная массовая мощность (квт/кг), означающим, какую мощность (квт) можно снять с единицы массы (кг) электродвигателя (силовой установки).

Интересно сравнить по этому параметру промышленные, транспортные, авиационные и торпедные двигатели (50-е годы ХХ века). Если принять удельную мощность промышленных двигателей постоянного тока за 1,0, то удельная мощность транспортных двигателей составит 4,0 (при огромном ресурсе), авиационных (при сокращённом ресурсе) — 7,0, а торпедных (всего несколько кратковременных режимов) — 13,0. Таким образом, торпедные двигатели того времени были легче общепромышленных близкой мощности в 13 раз! Конечно же, — при значительном сокращении ресурса и ограниченной длительности режима.


Публикуется по изданию:
Котов А.С. Торпедные электрические двигатели достойны изумления (ТЭДДИ).
С.-Петербург, ОАО «Концерн Морское подводное оружие - Гидроприбор», 2011 - 258 с., илл.


Следующая страница: Перспективы развития криогенной техники в электроэнергетике



  • Главная   • Планета техники   • Первые торпедные электродвигатели  


  Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024  
  Методы принятия решений Человеческий фактор Инженерные системы Планета
техники
 
  Системная интеграция ИНТАУ © Клуб ИНТАУ, 2011-2024.
Научно-техническое творчество. Инженерия, компьютеры, оборудование.
Модернизация технических комплексов и систем.
О проекте Контакты 
Карта сайта